Борьба с коррупцией в России

По словам Президента РФ Д.А. Медведева, «коррупция разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается не его имидже и самое главное подрывает доверие граждан к власти».

Положительные инициативы государства в сфере экономики, соприкасаясь с криминальной действительностью, искажаются, превращаясь нередко в орудие получения незаконной прибыли.

В связи с этим Д.А. Медведев поставил Правительству РФ задачу искоренения условий коррупции, создания стандарта антикоррупционного поведения.

В сложившейся ситуации актуальна активизация борьбы с коррупцией в России.

В новейшей истории России было три попытки, инициированные федеральными органами государственной власти, активизировать борьбу с коррупцией с помощью специальных законов в данной сфере.

Первая – в период 1994-1997 гг. Сложившаяся в стране криминогенная ситуация диктовала необходимость принятия жестких антикоррупционных мер: в 1993 г. было выявлено более 52 тыс. преступлений, в той или иной мере связанных с коррупционными проявлениями. Из числа выявленных организованных формирований имели коррупционные связи: в 1993 г. – 801, в 1994 г. – 1037, в 1995 – 857. В течение этого периода Государственной Думой и Советом Федерации дважды принимались специальные нормативные правовые акты – федеральные законы «О борьбе с коррупцией» – и они дважды отклонялись Президентом РФ.

Основными причинами неудачи законодательного обеспечения борьбы с коррупцией в России этого периода, на наш взгляд, явились вопросы как правового характера, так и находящиеся вне правового поля. К примеру, в 1993 г. бывшим помощником Президента РФ А. Лифшицем высказано суждение о том, что усиление борьбы с коррупцией способно «привести к потере равновесия в экономике», а потому он «против резких движений в вопросах борьбы с коррупцией».

Вторая – в период 2000-2002 гг. В мае 2000 г. проект Федерального закона «О борьбе с коррупцией» рассматривался в первом чтении в Государственной Думе, но не набрал большинства голосов. В сентябре 2002 г. в первом чтении был принят проект Федерального закона «О противодействии коррупции», однако дальнейшего движения он не получил. А принятие в этот период нового УПК РФ и, в частности, гл. 52 «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц», обусловило резкое снижение в 2002-2003 гг. выявленных лиц, совершивших коррупционные преступления.

Причину неудачи этого периода в целом верно определил председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному стандарту В.Н. Плигин при обсуждении 7 ноября 2008 г. пакета антикоррупционных законов: коррупция «…действительно стала образом жизни в «серой» зоне, которая вынужденно стала зоной выживания экономики, общества, граждан, а в определенной степени и государственных институтов».

Третий этап – современный, когда Президентом России Д.А. Медведевым было инициировано внесение пакета проектов антикоррупционных законов в Государственную Думу, тем самым была четко выражена политическая воля поставить законодательный барьер на пути коррупции. При этом, по мнению председателя Совета Федерации, лидера партии «Справедливая Россия» С.М. Миронова, пакет законов антикоррупционной направленности нужно увязать с проектами законов антирейдерской направленности. С.М. Миронов также отмечает, что «…рейдерство и коррупция – близнецы-братья. За большинством рейдерских акций стоят коррумпированные чиновники и правоохранители».

Результаты исследований приводят к выводу о следующих механизмах коррупции в России: а) обоюдовыгодная двусторонняя сделка (50% случаев); б) вымогательство взятки, дополнительного вознаграждения (27-27%); в) инициативный, активный подкуп, в том числе связанный с шантажом, иным психическим и другим воздействием на подкупаемых лиц (23-25% случаев).

Коррупция – противоправный вариант регуляции социальных отношений разного уровня организации. Прежде всего это деформация института государства.
При деформации социальных регуляторов в обществе они активно замещаются таким противоправным вариантом регуляции социальных отношений разного уровня организации, как коррупция, которая, в свою очередь, мешает действию правовых и моральных регуляторов.

Следует подчеркнуть, что в сложившейся ситуации государство не выполняет свою важнейшую функцию – регулятора распределения национального богатства и контролера за мерой труда и мерой потребления. На угрожающий разрыв между богатством и бедностью обратила внимание Русская Православная Церковь на одном из своих последних соборов. На этой угрозе акцентируется внимание и в Концепции национальной безопасности России.

Председатель Комиссии по противодействию коррупции Государственной Думы РФ (предыдущего созыва) в одном из интервью заметил, что на сегодняшний день нет единой – универсальной методики вычисления индекса коррупции, но есть общий подход, есть набор рекомендаций экспертов. Среди признаков коррупционности названы неконкретность норм законодательства, обилие положений отсылочного характера, предоставление чиновникам дискреционных полномочий.

Для России характерна высокая латентность коррупционных преступлений. Оценка состояния коррупции с учетом максимальной латентности данного явления (выявляются доли процента от фактически имевших место случаев ее проявления) невозможна без обращения к социологическим показателям.

По данным ВЦИОМ, озабоченность коррумпированностью органов власти в 2007 г. высказывали 23% россиян, по частоте упоминаний проблема коррупции была на четвертом месте после неспособности справиться с ростом цен, обеспечить социальную защиту и работу, каждый второй россиянин (53% опрошенных) давал взятки.

В целях декриминализации экономики необходимо на правительственном уровне принять программу, предусматривающую совершенствование антимонопольного законодательства путем определения заинтересованности и связанности формально независимых организаций, устранения возможности использования административного ресурса, а также комплекс целевых практических мер в рамках действующего законодательства по противодействию монополистическим финансово-промышленным группировкам.

К числу коррупционных преступлений, соответственно, относятся получение взятки, хищение путем присвоения, растраты, злоупотребления должностными полномочиями и т.д.

Для того, чтобы борьба с коррупцией в России шла успешно, необходимо:
1. Создать специализированный орган по борьбе с коррупцией в России, законодательно определить его компетенцию и место в системе органов государственной власти.
2. Разработка кодексов поведения государственных и муниципальных служащих.
3. Следует пропагандировать и поощрять бдительность, ответственное отношение к исполнению служебного долга не только при выполнении должностных обязанностей, но и вне службы.
4. Законодательное закрепление и активное использование ограничительных санкций для борьбы с коррупцией в Российской Федерации, связанных с частичной или полной утратой социальных льгот и привилегий (запрет на премирование, выплату пособий, лишение процентных надбавок к зарплате за выслугу лет или классный чин, ограничения в пользовании служебным транспортом и т.п.), возложением дополнительных обязанностей (чаще декларировать доходы, проходить внеочередное тестирование, внеплановую аттестацию, испытание на полиграфе).
5. Антикоррупционная экспертиза российского законодательства.
6. Жесткое правовое регулирование и организация кадровой политики, с использованием при подборе кандидатов на должности чиновников эффективных способов объективной оценки претендентов.
7. Внедрение системы действенного контроля и надзора в области борьбы с коррупцией.
9. Разработка и принятие федеральных законов по противодействию лоббированию и о профилактике правонарушений.

Для решения проблемы противодействия коррупции необходимы комплексный, системный подход, мобилизация всех здоровых сил российского общества на противодействие данному социально-негативному явлению, включая совершенствование юридической ответственности.